Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мировой процесс глобализации и сопутствующая ему доступность информации, в том числе доступ большинства к социальным сетям, усиливающееся межкультурное взаимодействие являются основаниями для комплексного осмысления психологических категорий «успех» и «успешность», а также анализа изменения отношения к успеху, как в отно- так и в филогенетическом контексте.
1. Возрастная периодизация. Теория Э. Эриксона
Каждый человек проходит на своем жизненном пути не один возрастной период. Начиная с новорожденности и заканчивая старостью. Несомненно, на каждом возрастном этапе есть свои новообразования возраста, социальная ситуация развития, предпосылки развития личности и прочее [1, c. 85].
Юность это следующий за подростничеством возрастной этап, который разделяет жизнь человека на детство и взрослую жизнь. В возрастной психологии юностью обозначают возрастной этап, который также является стадией развития, начинающейся с полового созревания и заканчивающейся наступлением взрослости.
Следует отметить, что в данном определении выделены две границы: физиологическая и социальная. Безусловно, именно данные границы и обуславливают сложность и многогранность изучаемого возрастного периода.
Под физиологической составляющей подразумевается завершение взросления бывшего подростка, выравнивание гормонального фона и прочее.
Под социальной составляющей подразумевается все социальные аспекты развития личности в данный период.
По мнению Ю.В. Александровой этот период обычно делится на раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) [6. с. 56].
Следует отметить, что в данном возрастном периоде завершается становление основных биологических и психологических функций, необходимых взрослому человеку для полноценного существования.
Важно заметить, что хронологические границы этого возраста определяется по-разному в отечественной и зарубежной психологии, психиатрии и психологии.
Например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами. Не стоит забывать и о всемирной современной глобализации и информатизации общества.
Актуальным сейчас является понятие акселерации, то есть ускоренного развития. В связи с этим границы подросткового возраста сдвинулись вниз, и в современном мире подростком является человек, чей возраст находится в пределах с 10-11 до 14-15 лет. Таким образом, раньше начинается юность [6, с. 90].
Классической и наиболее понятной является периодизация Эльконина Д.Б., в его систему возрастных критериев включены теории возрастной периодизации, которые принадлежат таким учёным как А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович. В своей периодизации Эльконин Д.Б. выделяет следующие принципы: исторический, аналитический, биогенетический, сравнение факторов, стабильность развития и критические периоды взросления [1, с. 100].
Таким образом, юношеский возраст автор определяет в границах от 14 до 18 лет. А также отмечает, что ведущей деятельностью личности в данном возрастном периоде является учебно-профессиональная деятельность. В этот период происходит освоение профессиональных навыков и умений. Операционная деятельность преобладает. А типом деятельности обозначается система «ребенок - общественный предмет». Сферой развития считается интеллектуально-познавательная.
Безусловно, основной проблемой данного возрастного периода является проблема «отцов и детей», а также исследователями отмечается выраженная проблема конфликта поколений, преемственности, принятия новых социальных норм и правил, процесса социализации в новом обществе, группе и прочее.
Безусловно, переход от ранней юности к поздней знаменуется сменой акцентов развития. Это происходит следующим образом: заканчивается период предварительного самоопределения и начинается период и подход к нему в русле самореализации.
Однако стоит заметить, что профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его.
Ю.В. Александрова отмечает, что в юношестве социальный статус имеет неоднородную «структуру». Так как юность является завершающим этапом первичной социализации. Задачей юношей и девушек в данном возрастном периоде является обучение, выбор профессии. Но современные реалии таковы, что многие юноши и девушку уже имеют собственный заработок и работу. Во многом это несет не только материальные, но и воспитательные цели [1, с. 102].
Также исследователи говорят о том, что деятельность и ролевая структура, несомненно, приобретают взрослые, новые, значимые и важные качества. Безусловно, главной социальной задачей в период юности является выбор профессии. В Российской Федерации у юношей имеется право выбора учебного заведения, оно может быть специальным, профессиональным.
Именно этот выбор учебного заведения (например, колледжа или института) дифференцирует жизненный путь, позволяет развиваться в выбранном направлении и повышать свою компетентность и прочее.
Результатом этого является социально-психологические особенности данного периода и развития личности. Таким образом, в периоде юношества расширяются общественно-политические роли, интересы, круг общения, ответственность.
Одной из важных задач может послужить и подготовка к созданию семьи, профессиональное самоопределение, определение своего места в жизни, цели существования. Юношество находится в промежуточном положении между подростками и взрослыми.
Проблема возрастной периодизации развития является одной из самых дискуссионных в психологии, что связано с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов.
Несхожесть классификаций объясняется также и признаками, на основании которых эти классификации строятся, – биологическими, психологическими, социальными.
Особые споры вызывает вопрос определения возраста начала старения. Если, например, развитие психической деятельности ребенка в значительной мере подчиняется общим закономерностям и отчетливо коррелирует с определенными периодами биологического развития, то в позднем возрасте несравненно более существенную роль играют индивидуальные различия, обусловленные проявившимися в течение жизни конституциональными особенностями или приобретенные в зависимости от воспитания, образования, здоровья, социальных и других факторов. Более того, по мере старения дифференциация и индивидуальная организация каждого человека усиливаются [5, с. 250].
2. Результаты методики С.Р. Пантелеева на исследование самоотношения и их анализ
Самоотношение является эмоционально-ценностным компонентом самосознания, оно выступает как личностное образование, выражающее движущуюся силу «Я», его активную сторону, и является способом соотнесения личности с социумом.
Отношение к самому себе является наиболее поздним, по сравнению с другими свойствами, образованием в системе отношений личности, «во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношениями к ситуации, предмету и средствам деятельности, другим людям».
С.Р. Пантилеев отмечает, что самоотношение личности построено по принципу динамической иерархии, одна из модальностей которой, вследствие уникальности субъекта, может выступать в качестве ядерной структуры, занимать центральное положение в иерархии других аспектов самоотношения, определять содержание и выраженность обобщенного самоотношения, и выделяет три модальности: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение [2].
Заключение
Каждый человек проходит на своем жизненном пути не один возрастной период. Юность это следующий за подростничеством возрастной этап, который разделяет жизнь человека на детство и взрослую жизнь.
Безусловно, основной проблемой данного возрастного периода является проблема «отцов и детей», а также исследователями отмечается выраженная проблема конфликта поколений, преемственности, принятия новых социальных норм и правил, процесса социализации в новом обществе, группе и прочее. Проблема возрастной периодизации развития является одной из самых дискуссионных в психологии, что связано с отсутствием у разных исследователей единого понимания природы возрастного развития, его движущих сил и механизмов.